Органические соки. Живая вода.

С удивлением наблюдаю за молоденькой мамой в супермаркете. Выбирает сок малышу. На полках десятки самых разных видов соков: яркие упаковки, изящные формы, всевозможные завлекательные этикетки. После долгих поисков, наконец, выбирает большую (1,5 литра) красочную коробку мультифруктового сока. Мама дорогая!

  

 

Промышленный сок и вправду очень вкусный, приятной консистенции, в меру сладкий и ароматный, очень хорошо хранится – можно неделю пить и в холодильник не обязательно ставить. Но что он собой представляет? Смесь выпаренных фруктовых концентратов, лишенных каких-либо витаминов, вода из-под крана (либо из скважины) и всевозможные улучшители и ароматизаторы.

 При этом нужно понимать, что реализация соков — это серьезный и высокорентабельный сегмент продуктового рынка, на котором обращаются очень солидные деньги. А значит никаких сантиментов – бизнес есть бизнес. Соответственно, любые рекламные трюки здесь используются в полной мере, в том числе слоганы об экологичности, органичности и отсутствии чего-либо кроме абсолютно полезных и натуральных ингредиентов, полном сохранении всех витаминов и пр. В общем, все только с дерева и грядки!

 Разберемся, чем принципиально отличаются соки друг от друга? Согласно современному российскому ГОСТу различают три вида соковой продукции:

 Понятно, что сок в первую очередь — это жидкость (80-95%), но существенный момент, что это за жидкость. Большой минус восстановленных соков заложен уже в технологии их изготовления - на первом этапе из исходного природного сырья получают концентрат, как правило, путем выпаривания природной жидкости, содержащейся в исходных свежих фруктах, ягодах или овощах. Далее концентрированный сок консервируют (пастеризуют или замораживают). На следующем этапе изготовления восстановленного сока идет обратный процесс: полученный концентрат подвергается высокотемпературному нагреву (до 100-1100С), его ароматизируют и добавляют обычную воду, улучшители, ну а так как исходных витаминов продукта практически не сохраняется, то в определенные соки добавляют витамины.

 По завершении технологического процесса полученный восстановленный сок снова консервируют путем пастеризации или стерилизации и упаковывают в индивидуальные упаковки. Таким образом, восстановленный сок это на 80-95% обычная вода, фруктовый, ягодный или овощной концентрат, 0% исходных витаминов, подсластители или подкислители и пр.

 Соки прямого отжима имеют принципиально иную технологию изготовления: как правило, это сезонное изготовление путем физического прессования свежих фруктов, ягод или овощей на месте сбора урожая, без дальнейшего получения концентрата, полученный сок сразу упаковывается.

Производство свежевыжатых соков обычно можно организовать только на небольших фермерских хозяйствах и, как правило, они производятся из собственной продукции. Такой сок может реализовываться в свежем виде, соответственно, с очень коротким сроком годности в охлажденном состоянии (свежевыжатые соки или фреш).

 Более распространенный способ изготовления – это предварительная пастеризация или стерилизация свежеотжатого сока и дальнейшая его укупорка. Огромный плюс соков прямого отжима - это наличие природной, биологической, внутриклеточной, т.н. структурированной жидкости, которая очень хорошо усваивается, и участвует во многих физиологических процессах в организме. При правильной технологии изготовления эти соки сохраняют практически все полезные компоненты исходного сырья. Поэтому, конечно, при выборе сока главными критериями должны быть такие существенные моменты, а не приятный вкус и яркие наклейки. Но, к сожалению, у нас в России соки прямого отжима не пользуются особым спросом ввиду их большей стоимости, элементарной неинформированности потребителей и тотального рекламного прессинга, навязывающего людям определённые товарные предпочтения.

 Согласно данным РИПИ (Российского института потребительских испытаний) в российской розничной торговле примерно 98% соков восстановленные и не более 2% – соки прямого отжима, то есть изготовленные непосредственно из свежего сырья. В Европейском союзе цифры следующие: 70–80% – восстановленные соки, 20–30% – соки прямого отжима.

 Собственно, я наблюдаю за выбором сока молодой женщиной не от праздного любопытства. В этом супермаркете на этих же полках реализуются наши соки прямого отжима (органического хозяйства КФХ Зайцев Ф.В.). И вот задумываюсь, а как показать в этом параде ярких этикеток, рекламных слоганов и изящных упаковок, что наши достаточно простенькие, типовые бутылочки с неброскими этикетками содержат принципиально другой сок.

Что это сезонный сок прямого отжима, и кроме этого он изготовлен из овощей и фруктов, которые выращены по принципам органического земледелия – без минеральных удобрений, пестицидов-гербицидов и любых других агрохимикатов. Мы такой сок называем живым из-за его органической природы и благоприятного воздействия на организм человека.

 Но это наше понимание, а как его донести до потребителя? Достучаться через рекламные компании, яркие информативные этикетки и наклейки, шильдики и буклеты, оригинальные авторские бутылки? Но у нас нет серьезных источников финансирования на проведение этих мероприятий. Все наши скромные средства уходят на нелегкое и затратное ведение органического производства, покупку хоть какого-нибудь мало-мальски подходящего оборудования для переработки своей органической продукции.

Наверное, на сегодняшний день единственный доступный для нас путь к нашему (органическому) потребителю, это вот такие информационные статьи на дружественных экологических порталах, изданиях. Постепенное распространение своей продукции и завоевание внимания и предпочтения продвинутой, интересующейся экологией, органическим природопользованием современной части нашего общества.

 Поэтому пользуясь трибуной, любезно предоставленной нам порталом Look.Bio, хочу сообщить, что наше сертифицированное по европейскому органическому стандарту хозяйство «Биоферма Кубани» (КФХ Зайцев Ф.В.) уже второй год производит из органического сырья (арбузы, яблоки, тыква, томаты) экологические сезонные соки. В технологии производства этих соков соблюдаются четыре принципиальных положения: 

  1. Соки изготавливаются только прямого отжима – путем прессования свежих овощей и фруктов
  2. Соки сезонные, т.е. они изготавливаются только в сезон созревания соответствующего сырья.
  3. Наш продукт содержит только компоненты исходного природного сырья – в них не добавляется вода, сахар, консерванты и пр. Консервация соков производится исключительно путем щадящей пастеризации (кратковременное нагревание до температуры 84 С) перед упаковкой в герметичную стеклотару.
  4. Соки производятся из экологически чистого, выращиваемого по принципам органического земледелия сырья.

 Не буду утверждать, что это производство родилось в результате реализации нами какой-то выверенной коммерческой долгосрочной стратегии, а честно признаюсь, что начали мы это делать от безысходности. Так, органическое сельхозпроизводство имеет ряд особенностей, которые существенно отличают его от традиционного производства. В частности, органическая продукция, во всяком случае, в России, не является оптовым товаром и, на сегодняшний день, реализуется только через розничные продажи достаточно узкому кругу осведомленных потребителей. Поэтому насущной проблемой органического хозяйства является переработка сезонно выращиваемой продукции в продукт пролонгированного срока хранения.

 

К тому же нужно понимать, что органическая сельхозпродукция подвержена повышенному воздействию вредителей и болезней, в связи с чем  возникает большой процент чистой органической продукции нетоварного вида, которую также необходимо переработать. Ввиду этих обстоятельств, в 2015 году мы выпустили первую экспериментальную партию органического           томатного сока и достаточно необычного для рынка арбузно-яблочного сока прямого отжима. В прошедший сезон 2016 года мы расширили производство соков прямого отжима из органической продукции – увеличили объем и ассортимент выпускаемой продукции. На сегодняшний день наше органическое хозяйство представляет на реализацию линейку сезонных экологических соков прямого отжима: 

Статья опубликована  http://look.bio/post/show/494